robogeek.ru

все о роботах и робототехнике

edu.robogeek.ru

все об обучении робототехнике

Интервью

23.03.2017 2

Рынок БПЛА в России — перспективы развития и применения

Тема беспилотных летательных аппаратов становится все более актуальной. И это связано не только с активным развитием отрасли и разработкой все новых дронов, но и с тем, что в связи с этим развитием приходится формировать новые принципы безопасности, классификации устройств, законодательные инициативы.

На сегодняшний день в России уже принят закон об обязательной сертификации беспилотников массой свыше 30 кг. Кроме того, в начале этого года появилась новость о том, что управление беспилотными летательными аппаратами официально признано в России профессией, для освоения которой нужно будет пройти обучение на специальных курсах.

За развитием рынка приходится развиваться и законодательству, регулируя новые сегменты и вводя правила эксплуатации, сертификации и т. д. На эти актуальные темы мы решили пообщаться с целым рядом организаций, которые имеют непосредственное отношение к развитию рынка беспилотников в России.

По горячим следам мы начали свое исследование с компаний, предлагающих курсы обучения навыкам управления БПЛА. На наши вопросы ответили представители компаний Беспилотные системы (unmanned.ru) и Aerovint.

Robogeek.ru: Первая новость о Ваших курсах появилась в 2014 году. О каких результатах и успехах можно говорить на данный момент (расширение географии представления курсов, количество выпускников и т. д.)?

Беспилотные системы (unmanned.ru): Наша компания является разработчиком и производителем БПЛА Supercam. Мы существуем с 2010 года и первых выпускников данного курса отучили уже в 2011 году. В основном мы обучаем специалистов Заказчика эксплуатации наших комплексов. Это МЧС, МВД, ФСО, государственные заповедники, университеты, предприятия ТЭК (Газпром, Роснефть и т.д.), частные компании, занимающиеся оказанием услуг в области аэрофотосъемки, и т. д. Достаточно редко пройти наши курсы изъявляют желание частные лица. Группы обычно собираются в количестве не более 4-6 человек, параллельно обучается до нескольких групп. За все время существования курсов на них уже обучилось более тысячи человек со всех уголков России, а также СНГ и зарубежья.

Robogeek.ru: На каких БПЛА Вы проводите обучение?

Беспилотные системы (unmanned.ru): Мы обучаем на БПЛА Supercam вертолетного и самолетного типов собственного производства.

Aerovint: Мы обучаем на квадракоптерах Syma X5 и DJI Phantom 3 Profesional.

Robogeek.ru: Расскажите, что входит в курс обучения в Вашей компании и кто его разработал?

Беспилотные системы (unmanned.ru): Курс был разработан командой наших специалистов, среди которых есть военные летчики, чемпионы по авиамодельному спорту российского и европейского уровней, опытные операторы БПЛА, специалисты по ДЗЗ и обработке данных АФС, а также преподаватели нашего университета.

Aerovint: Наш курс состоит из двух частей. В первой мы обучаем полетам на коптере без GPS. Это базовые навыки управления и снятие психологического барьера перед полетами. Эта часть обучения проходит на Syma - небольшом коптере, достаточно стабильном и безопасном для полетов. Во второй части переходим на Phantom. Это коптер с GPS, а значит он умеет удерживать свое положение в пространстве. Кроме того, Phantom - коптер от DJI, лидера рынка. Управление всех дронов от DJI похоже, так что это востребовано.

Robogeek.ru: Кто является целевой аудиторией курсов?

Беспилотные системы (unmanned.ru): Заказчики.

Aerovint: Так как рынок сейчас столько складывается, основная наша аудитория — люди, заинтересовавшиеся коптерами и купившие себе дрон, но опасающиеся разбить его при первом полете. Всего несколько раз мы проводили занятия для кого-то, кто собирается использовать коптер в профессиональных целях.

Robogeek.ru: Насколько тяжело научиться управлять БПЛА, предположим, для человека, который впервые видит дрона?

Беспилотные системы (unmanned.ru): Сейчас наш стандартный курс длится две рабочих недели. За это время мы можем обучить работе с БПЛА даже человека, который ни разу в жизни не работал с летательными аппаратами, максимум летал на самолете в качестве пассажира.

Aerovint: В общем случае 2 часа, но это неоднозначный вопрос.

Robogeek.ru: Насколько, по Вашему мнению, будет востребована профессия «оператор БПЛА» в будущем и для каких рыночных ниш она будет представлять наибольший интерес?

Беспилотные системы (unmanned.ru): Будет расти интерес во многих областях - беспилотный мониторинг лесов во время пожароопасного периода, аэрофотосъемка с целью создания высокоточных карт, съемка сельхозугодий в рамках концепции точного земледелия, мониторинг строительства, грузоперевозки.

Aerovint: В текущем виде - человек с пультом - она не будет востребована. Или будет, но не слишком. Так как научиться управлять дроном несложно и он будет выступать в качестве дополнительного инструмента. Вообще перечень возможных профессий отлично разобран в рамках Национальной Технологической Инициативы.

Также нам удалось получить ответ на этот вопрос у одного из соискателей на вакансию «оператор БПЛА» Азата Якупова: Перспектива данной профессии весьма востребована во многих отраслях деятельности человека и набирает только обороты в данном направлении. Обучение я не проходил, так как специалисты курсов все-таки рекомендуют обучаться по направлению от организации под определенную модель БПЛА. Надеюсь на долговременное сотрудничество и повышение квалификации и опыта оператора БПЛА.

Другая важная сторона вопроса — безопасность. И мы здесь рассматриваем эту тему не с точки зрения безопасности для дрона после его столкновения с каким-то препятствием, а безопасность для тех, кто его покупает и использует, а также для общества в целом.

Чем больше и чаще дроны появляются в нашей жизни, тем острее встает вопрос о той ответственности, которую мы несем, используя их для развлекательных целей. И если по части беспилотников массой больше 30 кг законодательство формируется, то что делать с более легкими дронами, которые, тем не менее, могут нанести большой вред?

На несколько вопросов нашей редакции относительной этой темы нам ответили представители компаний Yuneec Россия, Paragraf.ru и Modport.ru.

Robogeek.ru: Должны ли продавцы нести ответственность за продажу дронов?

Yuneec Россия: Нет, не должны, продавцы в автосалоне не несут ответственность за возможные ДТП покупателя и их последствия. Дроны-игрушки продаются детям с 14 лет.

Paragraf.ru: Безусловно нет. За продажу автомобилей, гидроциклов, квадроциклов и катеров, которые наносят несопоставимо больший вред при неадекватном вождении владельцами, продавцы никогда не несли и не будут нести ответственность. Это ограничение принципов свободной торговли.

Modport.ru: Ответственность за продажу товара в нарушение законодательства магазин должен нести обязательно. А клиенты должны нести ответственность за свои действия и думать головой.

Robogeek.ru: Должен ли существовать возрастной лимит/ограничение? Или необходимо ввести обязательный экзамен для владельцев дронов?

Yuneec Россия: В зависимости от класса аппарата. Обязательный экзамен по теоретической части. Минимальный возраст получения сертификата - 14 лет.

Paragraf.ru: Ограничение для дронов весом более 250 грамм, при отсутствии системы стабилизации и позиционирования (GPS, GLONASS), возможно для детей до 12-14 лет. Ограничения могут быть сняты при наличии полной защиты движущихся частей и пропеллеров. Экзамен вводить бессмысленно. Не хватит никаких ресурсов, да и современные дроны сейчас умнее многих профессиональных пилотов.

Modport.ru: В Америке и Европе существует разделение дронов на профессиональные, спортивные и развлекательные. В России разделение идет только по весу.

Возрастной лимит должен вводиться на те модели, которые представляют реальную опасность. В нашем магазине есть гоночные квадрокоптеры для соревнований, есть квадрокоптеры размером с ладонь. По сути это игрушки для детей и никакой опасности они не представляют ни для здоровья, ни для частной жизни и конфиденциальности.

Наше мнение, что необходимо заимствовать зарубежный опыт и завести реестр: профессиональная техника с 18 лет, экзамены по ТБ тоже можно ввести, а детские игрушки пускай остаются в свободной продаже.

Robogeek.ru: Все ли дроны должны быть оснащены метками (номерами), содержащими информацию об обладателе? (Пояснение: предположим, у гражданина А украли дрон или он просто потерялся при неумелом управлении. Гражданин Б стал использовать беспилотник, совершая неправомерные поступки. Необходимы ли специальные подразделения в правовых органах, куда может обратиться гражданин А, предупредив о своей пропаже?)

Yuneec Россия: Да, электронная метка с данными владельца, данными по бортовой электроники и возможностью дистанционно получать эти данные соответствующими органами.

Paragraf.ru: Поддерживаю оснащение дронов весом более 250 граммов метками (наклейками) с контактными данными владельца.

Метки должны выдаваться вместе с продажей дронов (как акцизная марка), тем самым подтверждая легальность происхождения дрона или его компонентов (в случае самостоятельной сборки дрона).

Метка должна иметь систему защиты и уникальный номер. Место крепления метки – корпус или рама дрона. В случае повреждения метки дрон перерегистрируется с помощью новой метки. Процедура регистрации должна быть предельно простой. Владелец дрона должен самостоятельно зарегистрировать беспилотник через единый интернет-сервис и наклеить метку с контактными данными.

Modport.ru: Нет ничего плохого в самой идее разметки дронов, если процедура регистрации не превратится в сложный бюрократический механизм, который оттолкнет потенциальных авиалюбителей от нового увлечения.

Специальное подразделение по контролю и регистрации профессиональных дронов необходимо, сейчас все проблемы с квадрокоптерами сбросили на Росавиацию и, как видите, нововведения уже 2 года не функционируют.

Недостаточно просто придумать закон, чтобы он работал, видимо никто не хочет взять на себя ответственность за полноценную организацию и реализацию этого процесса.

Robogeek.ru: Нужны ли глушилки для дронов? Когда применение глушилок оправданно с точки зрения легальности?

Yuneec Россия: Да, официально приобретать и использовать с разрешения специализированных органов.

Paragraf.ru: Многие правительственные и военные объекты уже имеют глушилки и специальные средства перехвата дронов. Если частное лицо захочет иметь аналогичное оборудование, оно должно получить разрешение на использование подобных устройств в соответствующих регулирующих органах (ФСБ, Радиочастотная служба и т. п.).

Modport.ru: Для военных обьектов и аэропортов ( там, где они уже, вероятно, есть ) - нужны. В остальных же случаях мы считаем, что нет.

Если говорить о подавителях радиосвязи, то дроны бывают разные. Некоторые способны осуществлять полет самостоятельно по указанному маршруту, после чего возвращаться к хозяину (навигация по GPS), да и видеосьемка на носитель в такой ситуации тоже работать будет (не будет работать лишь трансляция). Получается, что подавитель проблем не решает.

Если вопрос о подавителях поставлен с целью обеспечить жесткий контроль над летательными аппаратами, то обеспечивать его нужно подобающим образом.

Robogeek.ru: Как вы считаете, какие правила должны быть в первую очередь разработаны на законодательном уровне: указание противополетных мест, вес грузов, общие правила воздушного движения для дронов (как ПДД для машин)?

Yuneec Россия: Бесполетные зоны, сертификат пилота на определенный класс аппарата.

Paragraf.ru: 1. На законодательном уровне я бы ввел страхование ответственности владельца (пилота) дрона весом более 5 кг (с учетом носимого груза) от причинения ущерба. Это своего рода ОСАГО для дронов.

2. В обязательном порядке к каждому дрону должна прилагаться инструкция, где четко прописано, где летать нельзя (места массового скопления людей, взлетные полосы, правительственные и военные объекты и т.д.). Все крупные производители такие инструкции уже вкладывают в коробки с дронами.

3. Во многих современных дронах с GPS/GLONASS, имеющих вес более 1 кг, бесполетные зоны и ограничение высоты полета уже заложено в программном обеспечении. При наличии специальных технических средств (глушилок) нет необходимости в дополнительных ограничениях.

Modport.ru: Указание противополетных зон имеет смысл. Например, запрет полетов вблизи жилых домов - для исключения вторжения в личную жизнь.

Вес грузов – хорошая мысль. Однако в случае аварии даже небольшой груз при падении с существенной высоты может нанести тяжкий вред человеку или имуществу человека.

Общие правила не имеют много смысла без надлежащего контроля. А надлежащий контроль летательных аппаратов можно обеспечить только с помощью их постоянного централизованного отслеживания – что-то вроде специальной авиадиспетчерской службы.

А в целом мы предполагаем, что большая активность вокруг этого закона вызвана недавним коррупционными скандалами о съемке частной собственности первых лиц нашего государства.

На тему дальнейшего развития рынка беспилотников нам удалось пообщаться с начальником Центра перспективных исследований беспилотного направления Группы «Кронштадт» Владимиром Вороновым. В самом начале разговора Владимир поправил нашего корреспондента в терминологии и предложил заменить обывательские обозначения (БПЛА, дрон, беспилотник) на профессиональные: «Предлагаю говорить о беспилотных воздушных судах (БВС), входящих в состав беспилотных авиационных систем (БАС). Это соответствует терминологии Воздушного кодекса Российской Федерации».

Robogeek.ru: Совершенно однозначно, что за процессом контроля и управления БВС должны стоять профессионалы, которые прошли обучение, имеют соответствующий опыт и навыки. Но кто должен отвечать и готовить такие кадры? Сами производители таких систем или сторонние организации?

Владимир Воронов: Есть два аспекта подготовки персонала: общеавиационный и специализированный эксплуатационный.

К первому относятся такие дисциплины как аэронавигация, воздушное право, авиационная метеорология, организация воздушного движения. Эти науки преподаются в учебных заведениях авиационного профиля и не имеют специфически беспилотных направлений.

Эксплуатационный же аспект: управление БВС, обработка данных – это специализированные дисциплины, и производители БАС, как наиболее компетентные в этой области, должны готовить кадры. Это в их (производителей) же интересах. Важно отметить, что если для пилотируемых воздушных судов строятся сложные и дорогие тренажеры, то каждая БАС, даже самая простая, имеет в составе встроенные средства тренажа. Оператор БАС не находится на борту, а управляет системой с наземного пункта управления, в компьютере которого режимы тренировок реализуются программно.

Robogeek.ru: Как Вы считаете, в каких сегментах применение БАС будет наиболее эффективным?

Владимир Воронов: Ответ на этот вопрос дан в циркуляре 328 ИКАО: БАС считаются хорошо приспособленными для выполнения гражданских работ, которые носят монотонный, черновой или опасный характер, или, другими словами, для решения задач, которые предусматривают монотонную или опасную работу пилота на борту воздушного судна. Однако имеются и другие возможные виды применения БАС, включающие, в частности, их использование в коммерческих и научных целях, а также для обеспечения безопасности. Такие виды применения в основном предусматривают осуществление контроля, передачу данных и получение изображений. К типичным задачам осуществления контроля и наблюдения относятся пограничное и морское патрулирование, поиск и спасание, рыбоохрана, обнаружение лесных пожаров, контроль за стихийными бедствиями, измерение загрязнения, наблюдение за дорожным движением, инспекция линий электропередач и трубопроводов и геологические наблюдения. Кроме того, способность некоторых БАС находиться в строю в течение нескольких дней, недель или даже месяцев делает их особенно привлекательными для использования в качестве ретрансляторов связи.

Robogeek.ru: На Ваш взгляд, за какими разработками будущее — с ручным управлением или полностью автономными, которые следуют заданной траектории?

Владимир Воронов: Очевидно, в вопросе имелся ввиду автоматический полет, т. е. по программе. БВС изначально летают по программе. Ручное управление применяется только в авиамоделях. Даже при пилотировании мультикоптера команды управления обрабатываются бортовым процессором в соответствии со встроенной программой. Что касается автономного полета – это «священный Грааль» робототехники. По определению «автономный» означает без вмешательства человека. Такой режим в гражданской авиации в настоящее время не допускается. Человек (наземный пилот) всегда должен иметь возможность вмешаться в управление БВС. Т. е. воздушное законодательство в этом смысле не делает различия между беспилотными и пилотируемыми воздушными судами. Пилот должен присутствовать в любой момент полета: если не на борту, то на наземной станции управления.

Рынок БПЛА находится пока в стадии своего становления, и для его успешного формирования и развития необходимо четкое обозначение границ, определение ответственности как для разработчиков и продавцов, так и для покупателей и пользователей. Несомненно, что на этом пути нас ждет еще немало предложений и дискуссий, результаты которых, мы надеемся, будут действительно помогать развитию этой отрасли, а не препятствовать внедрению технологий в нашу жизнь.

Мы благодарим за участие представителей компаний Беспилотные системы (unmanned.ru), Aerovint, Yuneec Россия, Paragraf.ru, Modport.ru, Центра перспективных исследований беспилотного направления Группы «Кронштадт».

Комментарии

(2) Добавить комментарий

Новые комментарии

Танки Т-90 хотят роботизировать и объединить в сеть
Александр
26.06.2017
10:22:54
Еще в 1986 году (Кафедра вооружения танков, БМП и БТР академии БТВ) был представлен командованию СА экспериментальный образец танка-робота. С тех...
Опрос: Какой твой любимый робот в кино?
Александр
21.06.2017
12:05:58
ВАЛЛ-И