robogeek.ru

все о роботах и робототехнике

edu.robogeek.ru

все об обучении робототехнике

Роботы смогут вести непринужденный разговор (+ видео)

Последние несколько лет специалисты по робототехнике доктор Кристал Чао и профессор Андреа Томас из Технологического института Джорджии (США) работали над новой методикой для создания атмосферы непринужденности и элементов личности в диалоге между человеком и роботом. Все началось с переосмысления методов общения с машинами.

Непринужденная беседа

Как мы видим, сегодняшние диалоговые системы на основе искусственного интеллекта (ИИ) при разговоре человека с роботом действуют на основе одного и того же принципа. Говорит ИИ, затем говорит человек, затем говорит ИИ и т. д. Это подобно обмену сообщениями по симплексной рации, где каждое сообщение имеет четкое начало и конец.

Но люди не так говорят при обычной беседе. Два человека перебрасываются короткими фразами, прерывая друг друга, смеясь, часто общаясь с помощью «угу» и «ага». Таким образом, первая часть работы Чао и Томаса представляет новый способ моделирования беседы с ИИ. Он избавляет от формальной очередности, какую мы видим сегодня, и возвращает непринужденную беседу.

Вот как это работает. Для программистов знакомо понятие мьютекса (взаимоисключающей блокировки). Взаимная блокировка – это способ захвата общего ресурса, когда единовременно только одна часть кода может получить к нему доступ. В диалоге человек-робот общим ресурсом является «право слова» или очередность. Только одна сторона может получить право голоса (иначе они будут перебивать друг друга.) Захватывая право голоса всякий раз, когда это возможно (то есть, в момент молчания), как человек, так и робот могут вставлять комментарии, переводить разговор в другое русло, не дожидаясь своей очереди.

Теперь в разговорах с персональным помощником Siri можно забыть о том времени, когда ваши слова ограничивались тональными звуковыми сигналами разрешения. Siri (а также Google Now, Cortana и другие голосовые помощники) обладает системами распознавания и синтеза речи, обработки естественного языка. Но для того, чтобы сделать диалог человека с роботом естественнее, нужно усовершенствовать не только то, что говорят роботы, но и то, как они это говорят. Нужно сделать так, чтобы это общение было более похоже на живой разговор.

Используем трюки театральной импровизации

Вторая часть работы Чао включает наделение говорящего робота личностными качествами, используя динамические элементы и синхронность жестов. Робот также, как человек, может вначале быть напористым, общительным и активным, а затем играть более пассивную роль, чутко выслушивая проблемы.

Но как же можно эти особенности личности встроить в робота? Чао сообщает об интуитивной подсказке из области искусства.

«Источником вдохновения для работы на самом деле стали беседы с коллегами по институту, которые работали над компьютерной системой для основанного на импровизации театра! Они также исследовали доминирование в беседе за счет использования сигналов. Некоторые из сигналов являются невербальными, например, положение тела, но в основном доминирование выражается в захвате права голоса.

Участник разговора становится более или менее доминирующим, исходя из того, как часто он позволяет прерывать себя и прерывает других, как долго он говорит и как долго готов ждать своего вступления в разговор и т.д. Такие сигналы также широко используются в обществе, например, женщины стремясь к равенству на рабочем месте используют своеобразную манеру общения».

На основе этих импровизированных театральных дискуссий Чао разработала набор параметров, которые можно настраивать, чтобы придать роботу более активный или пассивный характер. Можно задавать следующие особенности поведения роботов:

  • Пытается ли робот говорить, как только в разговоре наступает пауза?
  • Будет ли он прерывать собеседника, если тот говорит слишком долго?
  • Позволит ли он прерывать себя?
  • Как долго собеседники могут перебивать друг друга?
  • Сколько секунд молчания допускает собеседник, прежде чем вступить в разговор?
  • Как долго длится пауза между отдельными предложениями в речи?
  • Как часто робот использует жестикуляции или возгласы типа «мм, хм»?
  • Переводит ли робот взгляд на человек, прежде чем высказаться?

Чтобы проверить свою систему, Чао использовала два условия эксперимента, где один робот использует активные параметры, а другой придерживается пассивных параметров. Видео дает представление об этом взаимодействии. Для простоты экспериментов робот здесь выступает как говорящий на праязыке (не пытайтесь понять смысл слов, это похоже на лепет младенца), что позволяет исследователям сосредоточиться на таких конкретных вещах, как синхронизация и динамика взаимодействия.

Чао обнаружила, что при использовании «активных» параметров, робот был воспринят как более экстравертный. Когда он использует «пассивные» параметры, то представляется как «застенчивый». Когда робот был активным, люди, как правило, одобрительно отзывались о действиях робота, говоря: «Ничего себе!» или «Хорошая работа!». «Когда робот становился пассивным, люди старались в разговоре взять на себя больше инициативы. Они показывали роботу различные предметы или рассказывали ему о них».

Чао также предупреждает, что необходимо быть внимательным при встраивании элементов личности в робота. Вместо ожидаемой «общительной» личности некоторые параметры делают робота «чудаковатым» или «надменным». Она объясняет: «В целом, мы ожидаем, что, когда робот становится более активным и принимает активное участие в разговоре, он будет восприниматься как более общительный и социально привлекательный. Но это верно до определенной степени. Когда робот чрезвычайно активен, он на самом деле действует очень эгоцентрично, так что его вообще не волнует партнер, что выглядит менее привлекательно. Это на самом деле похоже на разговор с самодовольным собеседником, который все время говорит о себе. Вот почему баланс между активным и пассивным поведением действительно необходим».

Комментарии

(0) Добавить комментарий

Есть вопрос по робототехнике? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован