robogeek.ru

все о роботах и робототехнике

edu.robogeek.ru

все об обучении робототехнике

Интервью

10.11.2014 3

Блиц-опрос. Образовательная робототехника для детей. Часть 1

Роботы широким фронтом вступают в нашу жизнь. Сегодня даже самому неискушенному обывателю понятно, что робототехника становится приоритетной сферой деятельности во всем мире. И уже сейчас в данной области ощущается острая нехватка кадров. Решить эту проблему можно только одним способом — готовить будущие кадры со школьной и даже дошкольной скамьи! Авторы блога http://robo-geek.ru решили узнать, как живут и развиваются современные детские кружки и школы робототехники в России, и предложили их представителям поучаствовать в блиц-опросе. В итоге мы получили столько информации, что ее пришлось разделить на два обзора. Сегодня мы представляем Вам первую часть.

Вопросы:

  1. Каким потенциалом, на Ваш взгляд, обладают кружки и школы робототехники?
  2. Какие виды поддержки образовательной робототехники Вы считаете наиболее эффективными и нужными в настоящее время?
  3. Какие самые большие достижения Вашей школы, кружка Вы можете назвать?

Александр Федулеев, Ресурсный центр по робототехнике Мурманской области, ГАОУМОДОД «МОЦДОД «Лапландия»

1. Цель кружков и школ робототехники — познакомить детей с роботами. Объяснить как собирать и программировать роботов. Выделить талантливых ребят и заниматься с ними дополнительно в этом направлении.

2. Необходима методическая поддержка (учебные программы, разработки уроков, методические материалы) для разных возрастных групп детей.Также необходима помощь для обеспечения материально-технической базы кружков.

3. Второе место в старшей возрастной группе на Всероссийской олимпиаде по робототехнике в 2014 (г. Казань). Две команды нашего центра прошли отбор и приняты в состав сборной России, которая будет выступать на всемирной робототехнической олимпиаде в г. Сочи в этом году.

Информация о Ресурсном центре «Лапландия» http://www.a-elita.net/

С 2013 года в ГАОУМОДОД «МОЦДОД «Лапландия» на базе регионального координационного центра по работе с одаренными детьми интенсивно развивается направление «Робототехника». В прошлом учебном году работало 9 групп обучающихся разных возрастов, занятия были организованы по программам дополнительного образования «Робототехника», «Лего-конструирование», «Основы Лего-конструирования» (95 обучающихся). Для обеспечения работы творческих объединений из внебюджетных средств было закуплено специальное оборудование: конструкторы Lego WeDo, LegoMindstormsNXT, приобретены тематические наборы «Лего» для младших школьников, закуплены специальные поля для проведения тренировок и соревнований. В этом году добавились занятия в группе "Электроника", где дети изучают электронные компоненты и робототехнику на основе Arduino.

*************************************************************************************************************

Дмитрий Багаев, Образовательная робототехника в г. Коврове, ООО "Азимут-К"

1. Кружки и школы робототехники готовят будущих высококласных специалистов, у них должен быть и умственный и производственный потенциал.

2. Государственная поддержка, поддержка на уровне области и региона, спонсорская поддержка. В частности, это может быть организация и проведение различных соревнований и конкурсов, обустройство территории, где могут располагаться различные поля для соревнований. Возможность проведения рекламных акций с целью привлечения новых членов коллектива. При этом необходима подготовка преподавателей по робототехнике, это очень важно!!!

3. Мы дважды победители РобоКросс (гонки роботов автомобилей в рамках молодежного форума Селигер) (2010, 2011), неоднократные победители на фестивале "РобоФест".Также мы занимаемся организацией и проведением RoboTech Kovrov http://kpribor.edu.ru/news/a-212.html

Информация об ООО "Азимут-К" http://redeyes.jcod.ru/

Количество учащихся: 25 человек. Возраст учащихся: 5-16 лет. Год начала работы: 2013. Используемые платформы: LEGO Mindstorms, Arduino, TETRIX, ScratchDuino. Используемое ПО: NXT Software, EV3 Software, Robolab, RobotC, NI LabView, Arduino IDE.

*************************************************************************************************************

Андрей Степанов, проект "Строим из LEGO Mindstorms и Technic", Команда робототехников "Карандаш и Самоделкин", Самара

1. Следует дать определение тому, что такое кружок/школа робототехники. Та картина, что мы наблюдаем сейчас в России, дает как минимум два определения этим сущностям. Сложившиеся исторически первыми кружки, а чаще уже школы робототехники, возникли не на пустом месте. Их основали энтузиасты своего дела, вкладывая душу в своих учеников. Они учились вместе с ними и двигали и двигают это направление вперед семимильными шагами. Имена этих людей на слуху у каждого робототехника, их блогами мы зачитываемся, видео соревнований с участием их команд мы смотрим с замедлением, пытаясь разгадать секреты новых удивительных конструкций, вышедших из под их руки и рук их учеников. В тоже время как грибы после дождя возникают "Школы" (обычно так, с большой буквы), всегда коммерческие, куда бизнес набрал учителей, закупил массу оборудования и вложенные деньги нужно "отбить". Программа обучения в таких заведениях построена на 90% из подготовки к соревнованиям (кстати, часто устраивающимся теми же "спонсорами"). В таких школах учат строить робота, за которого дадут грамоту ребенку и которая должна показать родителю, насколько тот правильно "вкладывает деньги в образование". Нацеленные на быстрый результат, программы обучения в таких заведениях не дают глубоких знаний. Обидно за такое образование, за руководителей этих кружков. Да ребенок сам придумает, как построить самого лучшего робота - Вы объясните ему, как это работает, дайте азы, дайте направление.

2. Самое главное - информационная поддержка. Дети должны видеть, что то, чем они занимаются - это важно, за этим будущее. А пока они видят другое - по телевизору, в сети, слышат по радио. Вы слышали радиопередачи по робототехнике? Или может быть видели ТВ-программы, обучающие строить роботов? А дети - они же во всем пытаются повторить взрослых, родителей. Если взрослые этим не занимаются, не интересуются - ребенок не воспримет свое занятие всерьез. В крайнем случае он будет "вариться в вакууме своего кружка", воспринимая робототехнику как современное, но отвлеченное от жизни занятие.Будет информация, там и родители подключатся и будут строить роботов со своими детьми, как раньше с нами выпиливали лобзиком фанерные самолеты.

3. Если говорить о проектах, которыми мы гордимся, то это несомненно:

1) Видеокурс "Микроконтроллеры для малышей" http://wiki.amperka.ru/видеоуроки:оглавление#карандаш_и_самоделкинпро_arduino_для_детей

2) Проект "Строим из LEGO Mindstorms и Techic" http://www.youtube.com/playlist?list=PLXSPg7z4OzZRhbVvVMeKd0XnH1Lyae-Ip , насчитывающий уже более 50 серий. В нем вся наша история - с момента покупки первого лего-робота и до самых сложных проектов последних дней, таких как действующая гитара из Лего, которая в отличии от аналогов звучит реальным звуком из гитарного усилителя, растровый принтер из Лего. А в настоящий момент в рамках проекта ведется работа над еще двумя инструментами: действующими Лего-скрипкой и Лего-фортепиано. Кстати, первый вариант электроскрипки из конструктора Лего уже готов!

3) Проект "Строим из микроконтроллеров" http://www.youtube.com/playlist?list=PLXSPg7z4OzZSo_DrFfSXefrxGmxb3Er9D c парой десятков необычных самоделок, например, "Программируемый танковый бой", звучащая звуками реальных барабанов электронная ударная установка из жестяных банок и др.

Информация о Команде робототехников "Карандаш и Самоделкин" http://www.youtube.com/user/darkavengersmr

Наш проект – это не кружок в общем смысле этого слова. Мы являемся “дворовой” командой робототехников: две семьи - четыре ребенка и родители, готовые посвятить время своим детям, научиться самим и научить детей строить роботов. Начали мы с нуля, купив лего-робота в магазине игрушек. Занимаемся мы в основном "хоббийной робототехникой", в противовес спортивной робототехнике это "роботы, которые радуют". Ребят со стороны мы не обучаем, но стараемся результаты нашей работы публиковать в виде общедоступных видеоуроков или пособий, “способных побудить интерес к робототехнике”. Помогаем через интернет ребятам, которые занимаются самостоятельно или с родителями. Основной наш интерес – “хоббийная” робототехника, хотя и в соревнованиях мы тоже принимаем участие (неоднократные финалисты российского WRO). Будем рады найти единомышленников среди семейных и дворовых команд для обмена опытом, совместных разработок.

*************************************************************************************************************

Антон Михайлов, Информатикум, Москва

1. Потенциал огромный. Кружки открываются с 2013 года как грибы после дождя и наполняемость групп происходит сверх быстро за счёт интересна всей тематики.

2. Для ускорения процесса развития образовательной робототехники необходима финансовая поддержка. На данный момент робототехника стремительно развивается за счёт окупаемости.

3. Наши достижения:

1. За 3 месяца подготовил ученика к соревнованию по основам электроники между школьниками в Москве. Ученик соревновался со школьниками, которые изучают робототехнику 2-3 года. Мой ученик занял 2-е место.

2. Ученики моего клуба робототехники разрабатывают сложные и интересные робототехнические проекты, которые не все студенты 1-2 курса могут сделать.

3. Примеры проектов и достижений можно посмотреть на нашем сайте http://informatikum.ru/page/dostizhenija/

Информация о центре «Информатикум»

Информатикум – образовательный проект, направленный на развитие робототехники в России. Главной целью проекта «Информатикум» является создание образовательного центра ЦМИТ (Центр молодежного инновационного творчества) и открытие кружков робототехники в школах России, которые смогут не только готовить молодых специалистов, но и задавать стандарты обучения робототехнике. Мы готовы работать с людьми любого возраста, но наше внимание в первую очередь направлено на школьников с 1-го по 10 класс. Менее, чем за год существования наш центр уже добился значительных результатов: Тишин Иван занял 2е место в соревновании между школьниками по основам электроники в г. Москва. Ученики за первый год учебы разработали квадрокоптер, машинки катающиеся по линии и за светом, разработали и запрограммировали светодиодный куб. Изучили основы электроники и программирование микроконтроллеров. И это только начало!

*************************************************************************************************************

Дарья Гайдук, Клуб Спортивной Робототехники "РОБОДЕМ", Сергиев Посад

1. Потенциал кружков и школ робототехники: создание новых программ основного и дополнительного образования; развитие центров накопления научной экспертизы (центры полного цикла: симбиоз образовательных программ для различных возрастов и научная лаборатория); переход к многопрофильным научно-практическим занятиям, дополняющим друг друга.

2. Виды поддержки: помощь в покупке оборудования; развитие инфраструктуры; проведение мероприятий для популяризации и обмена опытом между представителями этой области и смежных.

3. Наши достижения: увеличение интереса к робототехнике в нашем городе; ребята, которые занимаются этим некоторый период побеждают в соревнованиях и предлагают собственные идеи и проекты (это важно, т.к. это то чего мы хотим получить на «выходе» - увлечённые и заинтересованные наукой и творчеством ребят); развитие Клуба Спортивной Робототехники до Лаборатории науки и творчества. Новые направления (принципы ТРИЗ, биологический цикл, макетирование, простое электричество, астрономия и многое другое) позволяют ребятам развиваться в различных направлениях. Разносторонние занятия помогают ребятам креативно мыслить и нестандартно подходить к решению поставленных задач.

Информация о Клубе Спортивной Робототехники «РОБОДЕМ» http://robodem.com/club/main

Деятельность клуба направлена на привлечение внимания молодежной аудитории к актуальным проблемам современной науки и техники.В клубе ребята научатся держать в руках паяльник и травить платы, программировать микроконтроллеры, познакомятся с современной техникой и технологиями. Мы поможем им стать юными изобретателями, работы которых будут участвовать во всеросcийских и международных соревнованиях по робототехнике.Клуб Спортивной Робототехники использует в своей работе программы занятий по электронике http://sotvorimvmeste.ru/

Благодарим за участие в нашем блиц-опросе представителей Ресурсного центра «Лапландия», ООО «Азимут-К», Команды робототехников «Карандаш и Самоделкин», курсов по робототехнике «Информатикум», Клуба Спортивной Робототехники «РОБОДЕМ».

До встречи во второй части нашего обзора!

Комментарии

(3) Добавить комментарий