robogeek.ru

все о роботах и робототехнике

edu.robogeek.ru

все об обучении робототехнике

15.12.2016

Мастера будущего. Часть 3

Здравствуйте! Предлагаем к прочтению и обсуждению третью часть статьи про мейкеров от Павла Фролова, продюсера образовательного робототехнического проекта РОББО.

Планы на будущее

Рынок мейкерства за рубежом активно расширяется и меняет подход компаний к выводу технологий на рынок: 70% иностранных фаблабов не сидят на государственной поддержке, и в сторону открытых технологий поворачиваются даже такой сторонник проприетарной модели как Apple – компания собирается сделать открытой флагманскую Mac OS X. Аналитики Gartner предполагают, что в ближайшем будущем половину продуктов в сфере IoT будут производить небольшие творческие команды. Но в России все не так так радужно.

Равнение на поколение

В России мейкерами в прямом смысле этого слова являются, по большей части, инженеры пенсионного возраста, которые дорабатывают в оборонных предприятиях и творят в гаражах в свободное время. Так, обороты набирает тюнинг автомобилей и мотоциклов: например, два специалиста НИИ Трансмаш собирают автомобили класса люкс (причем совсем неплохо). Проблема в том, что те самые истинные мейкеры не выходят за пределы своего круга интересов и не идут на диалог ни с кем, кроме других, более продвинутых мейкеров. Соответственно, учиться будущим самоделкиным попросту не у кого.

В поисках идей для стартапа

Те молодые ребята, которые «мейкают» по разным площадкам, - обозначим их как «группа фаблабщиков» - занимаются не совсем мейкерством. Они, прежде всего, ищут себя и смотрят на индустрию мейкерства с точки зрения бизнеса. То есть вместо глобальной задачи поменять мир, они ищут идею для стартапа. Да, это не преступление, и сказать, что такие ребята гонятся только за прибылью, тоже нельзя: компания «Моторика» Ильи Чеха, например, создает протезы для детей. Разве это плохо? Да нет, наоборот. Но за мейкерство все же немножко обидно: идея ведь в том, как создать альтернативу обществу потребления, а не продолжать его укреплять.

Воспитание будущего поколения

Как за рубежом, так и у нас существуют образовательные центры и кружки детского творчества, в том числе, и по робототехнике, программированию и 3D-печати (более подробно смотрите в Части 2). Проблема в умах родителей: идея «стране нужны экономисты и юристы» до сих пор крепко сидит в головах, и в инновационное творчество детей отдают в основном родители, которые как-то связаны с ИТ. Хотя на самом деле, роботизация производства идет семимильными шагами, и уже сейчас востребованными становятся не те, кто управляет персоналом, а те, кто управляет роботами. Более того, мы замечаем, что стремление к творчеству сильнее проявляется в дошкольниках, и закладывать в детей такие знания нужно в 5-6 лет, как только ребенок начинает читать.

За рубежом сотрудничество фаблабов и школ ни для кого не секрет, более того, существуют целые мейкерские движения, работающие со школами: например, Design Squad Global ставит задачу помочь детям обратить внимание на проблемы окружающего мира и справится с ними с помощью инжиниринга. Уровень решаемых проблем совершенно разный, начиная от неудобных замков на шкафчике и заканчивая загрязнением территории школы. В нашей стране таких практик практически нет – есть школы-локомотивы, типа Президентского лицея №239, которые толкают инновационное творчество вперед и везут на себе отстающих. Кстати, лицеисты завоевали золото на WRO 2016, представив робота-мусорщика – этот проект был на голову выше всех остальных, представленных в этой категории.

Камнем преткновения является отношение к инициативе – если за границей подобное сотрудничество идет снизу, то есть от образовательных учреждений, от учителей, от самих детей, то у нас до сих пор распространена политика проведения реформ «сверху», а директора школ придерживаются философии «как бы чего не вышло». Хотя на самом деле, это выгодно самой школе – инновационные классы повышают успеваемость, рейтинг школы растет, появляются бюджеты. Впрочем, есть инициативные преподаватели, например, учебник по работе с нашим оборудованием был написан учителями - Юрием Винницким и Константином Поляковым с помощью методистов «РОББО». Мы часто проводим семинары для преподавателей, и видим, что интерес к внедрению ИТ в школы все же растет. Надеемся, что и родители обратят на это внимание.

Кстати сказать, хороший пример подает олимпиада Национальной технологической инициативы: мы сами уже который год организовываем свободную робототехническую олимпиаду «РобоФабрика», а в этом году решили войти в оргкомитет олимпиады НТИ. Идея проекта достаточно проста: дети должны работать над прототипом автономной транспортной системы, а не сидеть в библиотеке и решать тесты – победа в каждой из категорий дает 100 баллов к ЕГЭ (на каждого участника команды). Это и для ребят хорошо, и для школы – стобалльники на дороге не валяются все-таки. Если интересно, вот рассказ про «бета-тестирование» олимпиады в прошлом году.

Вместо вывода

Алёна Ильина, которая ведет GoToCamp – лагерь инновационного творчества, рассказывала: уезжая после смены, ребята оставляют отзывы. И они похожи все как один – «все понравилось, только уберите занятия про поиск ниши, маркетинг и прочее. Нам просто нравится делать». Вот это «нам просто нравится делать» - и есть девиз всех мейкеров на планете.

Комментарии

(0) Добавить комментарий

Ищите команду разработчиков? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован

Новые комментарии

10 основных навыков, необходимых для робототехников
Гость
16.09.2017
09:48:55
Вы говорите: "Знания в геометрии должны быть ниже среднего". ...
Беспилотный Audi Aicon в роскошном исполнении (+видео)
Ирина
14.09.2017
12:29:26
Вау!! Я в полном восторге! Запас 800 км впечатляет. Но больше всего конечно в кайфе от дизайна. На "Автомото" видела полную противоположность этого...