robogeek.ru

все о роботах и робототехнике

edu.robogeek.ru

все об обучении робототехнике

15.12.2016

Мастера будущего. Часть 3

Здравствуйте! Предлагаем к прочтению и обсуждению третью часть статьи про мейкеров от Павла Фролова, продюсера образовательного робототехнического проекта РОББО.

Планы на будущее

Рынок мейкерства за рубежом активно расширяется и меняет подход компаний к выводу технологий на рынок: 70% иностранных фаблабов не сидят на государственной поддержке, и в сторону открытых технологий поворачиваются даже такой сторонник проприетарной модели как Apple – компания собирается сделать открытой флагманскую Mac OS X. Аналитики Gartner предполагают, что в ближайшем будущем половину продуктов в сфере IoT будут производить небольшие творческие команды. Но в России все не так так радужно.

Равнение на поколение

В России мейкерами в прямом смысле этого слова являются, по большей части, инженеры пенсионного возраста, которые дорабатывают в оборонных предприятиях и творят в гаражах в свободное время. Так, обороты набирает тюнинг автомобилей и мотоциклов: например, два специалиста НИИ Трансмаш собирают автомобили класса люкс (причем совсем неплохо). Проблема в том, что те самые истинные мейкеры не выходят за пределы своего круга интересов и не идут на диалог ни с кем, кроме других, более продвинутых мейкеров. Соответственно, учиться будущим самоделкиным попросту не у кого.

В поисках идей для стартапа

Те молодые ребята, которые «мейкают» по разным площадкам, - обозначим их как «группа фаблабщиков» - занимаются не совсем мейкерством. Они, прежде всего, ищут себя и смотрят на индустрию мейкерства с точки зрения бизнеса. То есть вместо глобальной задачи поменять мир, они ищут идею для стартапа. Да, это не преступление, и сказать, что такие ребята гонятся только за прибылью, тоже нельзя: компания «Моторика» Ильи Чеха, например, создает протезы для детей. Разве это плохо? Да нет, наоборот. Но за мейкерство все же немножко обидно: идея ведь в том, как создать альтернативу обществу потребления, а не продолжать его укреплять.

Воспитание будущего поколения

Как за рубежом, так и у нас существуют образовательные центры и кружки детского творчества, в том числе, и по робототехнике, программированию и 3D-печати (более подробно смотрите в Части 2). Проблема в умах родителей: идея «стране нужны экономисты и юристы» до сих пор крепко сидит в головах, и в инновационное творчество детей отдают в основном родители, которые как-то связаны с ИТ. Хотя на самом деле, роботизация производства идет семимильными шагами, и уже сейчас востребованными становятся не те, кто управляет персоналом, а те, кто управляет роботами. Более того, мы замечаем, что стремление к творчеству сильнее проявляется в дошкольниках, и закладывать в детей такие знания нужно в 5-6 лет, как только ребенок начинает читать.

За рубежом сотрудничество фаблабов и школ ни для кого не секрет, более того, существуют целые мейкерские движения, работающие со школами: например, Design Squad Global ставит задачу помочь детям обратить внимание на проблемы окружающего мира и справится с ними с помощью инжиниринга. Уровень решаемых проблем совершенно разный, начиная от неудобных замков на шкафчике и заканчивая загрязнением территории школы. В нашей стране таких практик практически нет – есть школы-локомотивы, типа Президентского лицея №239, которые толкают инновационное творчество вперед и везут на себе отстающих. Кстати, лицеисты завоевали золото на WRO 2016, представив робота-мусорщика – этот проект был на голову выше всех остальных, представленных в этой категории.

Камнем преткновения является отношение к инициативе – если за границей подобное сотрудничество идет снизу, то есть от образовательных учреждений, от учителей, от самих детей, то у нас до сих пор распространена политика проведения реформ «сверху», а директора школ придерживаются философии «как бы чего не вышло». Хотя на самом деле, это выгодно самой школе – инновационные классы повышают успеваемость, рейтинг школы растет, появляются бюджеты. Впрочем, есть инициативные преподаватели, например, учебник по работе с нашим оборудованием был написан учителями - Юрием Винницким и Константином Поляковым с помощью методистов «РОББО». Мы часто проводим семинары для преподавателей, и видим, что интерес к внедрению ИТ в школы все же растет. Надеемся, что и родители обратят на это внимание.

Кстати сказать, хороший пример подает олимпиада Национальной технологической инициативы: мы сами уже который год организовываем свободную робототехническую олимпиаду «РобоФабрика», а в этом году решили войти в оргкомитет олимпиады НТИ. Идея проекта достаточно проста: дети должны работать над прототипом автономной транспортной системы, а не сидеть в библиотеке и решать тесты – победа в каждой из категорий дает 100 баллов к ЕГЭ (на каждого участника команды). Это и для ребят хорошо, и для школы – стобалльники на дороге не валяются все-таки. Если интересно, вот рассказ про «бета-тестирование» олимпиады в прошлом году.

Вместо вывода

Алёна Ильина, которая ведет GoToCamp – лагерь инновационного творчества, рассказывала: уезжая после смены, ребята оставляют отзывы. И они похожи все как один – «все понравилось, только уберите занятия про поиск ниши, маркетинг и прочее. Нам просто нравится делать». Вот это «нам просто нравится делать» - и есть девиз всех мейкеров на планете.

Комментарии

(0) Добавить комментарий

Ищите команду разработчиков? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован

Новые комментарии

Пять занятий, которые оставят людям роботы, когда они заполонят мир
Гость
16.11.2017
12:01:40
Еще нужно специальное министерство которое будет следить чтобы роботы не захватили мир
10 основных навыков, необходимых для робототехников
Гость
15.11.2017
04:03:27
Довольно полезная информация для таких как я 😃